Население
средневековой Индии постоянно страдало от междоусобных войн и нашествий.
Лихолетье во все времена порождало новые религиозные движения, способные дать
людям надежду на счастье и обретение покоя. Время смут и междоусобных распрей в
средневековой Азии породило или возродило несколько философско-религиозных
феноменов в лоне уже существующих религий: в буддизме течение ваджраяны, в
исламе суфизм, в индуизме движение бхакти и сикхизм.
Но
именно сикхизм, вобравший в себя элементы индуизма, ислама, бхакти и учения
суфьев, дошел до наших дней без изменений и реформ, оставшись таким, каким он
был в самом начале своего исторического пути. Религия сикхов возникла в конце XV
века на территории современного Пакистана и северо-индийского штата Пенджаб,
население которых исповедовало ислам и индуизм. Религия Гуру Нанака предложила
иной путь к Богу, отличный как от мусульманского, так и индуисткого. Движение
зародилось в небольшой группе учеников, сплотившихся вокруг харизматического
лидера Нанака, призывавшего к поиску присутствия Бога. Девять ближайших
последователей Нанака сумели широко распространить свои религиозные взгляды и
со временем, создав сильную военную организацию, добились статуса признанной
религиозной общины, Духовное учение последователей Гуру Нанака оказало столь
значительное влияние на рост самосознания пенджабцев, что религию сикхов можно
с полной уверенностью назвать этнической, позволяющей сикхам, проживающих вдали
от Пенджаба сохранять свою индивидуальность и чувство неразрывной связи с
исторической родиной. Сикхи бесстрашны и очень религиозны. Среди них много
военных. Они всегда готовы отдать жизнь за свою религию и общину. И постоянно
защищают свои владения и свою историческую родину, оказывая противодействие
мусульманам на протяжении уже нескольких сотен лет.
Основатель
сикхизма— Гуру Нанак, выходец из индуистской семьи, родился в Пенджабе 15
апреля 1469 г. в деревне Раи Бхои ди Тилванди (65 км от Лахора, в настоящее
время территория Пакистана). Через десять лет будущий основатель новой религии
отказался от веры своих предков. Когда по обычаю браминов Нанаку должны были
надеть священный шнур брахмана, мальчик к отчаянию родителей и родственников
отказался от церемонии, заявив, что преданность Богу заключается не в шнуре, а в
искренней вере. Позже эта религиозная истина станет главным постулатом
сикхизма. О жизни великого гуру повествуют легенды, в которых реальные факты
переплетены с вымышленными событиями. В Джанамсакхи рассказывается, что Нанак
уже в детстве проявлял необыкновенные способности. Так, когда он в 7 лет
попросил школьного учителя объяснить ему значение букв санскритского алфавита,
а учитель оказался не в состоянии сделать это, Нанак сам раскрыл учителю
значение каждой буквы, интерпретировав алфавит санскрита как способ реализации
бога в знаках, звуках и символах. Но религиозное откровение и право на призыв
к человечеству он получил гораздо позже. Это событие, имевшее место в
Султанпуре, описано в Джанамсакхи.
Однажды
утром Нанак пришел к реке с целью совершения омовения. Во время купания он
погрузился в воду и оставался под водой в течение трех суток. Во время своего
легендарного погружения Нанак имел видение Божественного присутствия, в котором
ему открылась истина о единстве Бога. Получив во время инициации право
проповедовать Божественное слово во всем мире, Нанак провозгласил: «Нет
индусов, нет мусульман», что означало отсутствие различий между людьми разных
вероисповеданий.
Еще
в юности будущий основатель сикхизма близко познакомился с верованиями индусов
и мусульман. Он много общался с индусами риши и с исламскими дервишами, подолгу
беседуя на религиозно-философские темы. Нанак слыл великим знатоком литературы
и искусства, он прекрасно разбирался в Ведах, Упанишадах, Бхагаватгите,
брахманических шастрах, Коране и других религиозных памятниках. Сикхская
традиция утверждает, что первый Гуру совершил четыре длительных путешествия: на
восток, в Ассам; на юг в Шри-Ланку; на север, в Тибет; и на запад, в Мекку и
Медину. Общаясь с людьми различных религий, рас и культур, он много почерпнул
из учения суфьев и последователей движения бхакти, но в отличие от своих
предшественников Нанак создал религиозную концепцию во главе с
абсолютным безымянным Богом, коего он назвал единственным истинным Гуру.
Присущая многим индийским религиозно-философским учениям идея Гуру (учителя)
достигла своего апогея и обрела логическую завершенность в религии сикхов. Само
слово «сикх» происходит от палийского Sikkha или с санскритcкого
Sissуа, что означает
ученик. Ученики всегда и везде должны следовать традициям своего учения и
своего учителя — гуру. Идея Гуру лежит в сердцевине религии Нанака, согласно,
которой Бог является первоначальным и вечным Гуру (Сатгуру), от которого на
учеников, посвятивших себя поискам Истины и единению с Господом, нисходит
просветление и ясное понимание сути происходящих явлений. Сикхи признают
трансцендентность Бога, который, тем не менее, выражает себя посредством
явлений, доступных человеческому пониманию. Сикхи видят мир более абстрактно,
считая, что мир был создан Господом для того, что бы люди смогли получить
представление о его божественной силе и воле, а те из них, кто искренне
привержен Богу, могли проникнуться божественной энергией Творца. Сикхизм
сохранил присущее прочим индийским религиозным течениям понятие о перерождении,
но цепь воплощений в понимании сикхов не так длинна. Сикхизм — религия
единобожия. В ней каст, нет богатых и бедных, считается, что перед Господом —
истин-Гуру все равны. Все сущее определяется понятием Божественного Порядка,
Указания, Воли (Хукам).
Религия
сикхов, основанная на представлениях об искренней верности открывает своим
адептам широкие просторы для мистического познания окружающей действительности.
Первые ученики Гуру Нанака полностью посвятили себя восхвалению имени Бога,
открыв свои сердца вдохновенным гимнам, сложенным их Учителем. Для
последователей Нанака гимны стали смыслом жизни, поскольку им они открывали
доступ к истинному Гуру — самому Богу. Сикхи, как и большинство последователей
других религий, верят, что через религиозные гимны Бог проникает в сердца
верующих. Сикхи, как и представители других индийских вероисповеданий,
предаются углубленной медитации, специфика которой состоит в синтезе
йогического самоуглубления и бхактической любви.
Каждый
сикх ищет Бога в глубинах собственной души, отвергая самоистязание,
затворничество, посты, ритуалы и обычаи. Сикхи отрицают поклонение идолам,
камням, святым мощам, считая Единого Бога бесформенным и имперсональным
(Ниргун). Имперсональный аспект Божества не достижим для человека, посему миру
Он открывается через свое Творение, становясь личностным и относительным.
Нанак,
открывший своим последователям учение о святости Наставника, ведущего человека
в его поисках истины, сам стал первым Гуру. Тем не менее, сам Нанак никогда не
считался воплощением Бога, единственного и истинного Гуру. Отношения между
учителем и учеником рассматриваются сикхами как единственно верный путь
передачи божественного знания. Отличительной чертой сикхизма как религии гуру
является то, что сам Нанак и 9 его последователей почитаются как создатели
эпохи живых гуру, обладавших общей индивидуальностью и одинаковой способностью
проникновения в Бога. Сикхи считают, что десять гуру подобны десяти свечам,
зажженным одна от другой. Гуру Нанак родился в 1496 году, а последний из десяти
великих гуру умер в 1708.
Таким
образом, традиция прямой «огня истины» не прерывается на протяжении более 200
лет. Каждый из прямых последователей Нанака становился вождем сикхов в зрелые
годы. Новый Гуру избирался своим предшественником (как правило, уже достигшим
преклонного возраста) на основании перед общиной и глубины религиозного
чувства.
Сикхи
верят в предопределенность судьбы, жизненного пути человека, из отличительных
особенностей сикхизма является присущий ему мистицизм. Но особенно интересно
то, что последователи Нанака не ограничиваются одними лишь мистическими
поисками Бога, но весьма активно являют свои религиозные чувства в земной
жизни. Сикхи создали прекрасную организованную военизированную религиозную
общину, членам которой по сей день присуща агрессивная самоутверждающая
направленность. Сикхи последние пятьсот лет находятся на передовом краю борьбы
с мусульманами, которые не оставляют попыток завоевать Пенджаб. Лидеры сикхов
гуру стали руководителями национально-освободительного движения, и многие
поплатились за это жизнью.
Сама
религия сикхов стала ответом гуру на засилье ортодоксального индуистского
жречества и кастовой системы. Введенные в постоянную практику совместные
спортивные занятия и совместный прием пищи способствовали объединению общины и
преодолению кастовых предрассудков. Именно сплоченность рядов позволила
последователям гуру Нанака противостоять жестокой агрессии мусульман на втором
этапе истории движения сикхов. Пятый из десяти великих гуру Арджан поднял
сикхов на борьбу с мусульманскими завоевателями, и вскоре к ним примкнуло большинство
жителей Пенджаба. Именно этот момент можно считать поворотом в истории
сикхизма. Он стал не только военным лидером, возглавившим борьбу сикхов против
мусульманских завоевателей, но истинным духовным главой церкви, построив
прославленный Хари Мандир, золотой храм в Амритсаре, ставший религиозным и
этническим центром жизни сикхов.
Последний
из десяти живых гуру Говинд Сингх, проявив качества выдающегося полководца,
возглавил восстание сикхов против исламского могущества. Говинд Сингх, человек
веры, одаренный талантом организатора, сумел пробудить боевой дух сикхов и в
течение 20 лет вел войну против мусульман.
В
1699 году Говинд Сингх, живой гуру, передал свои полномочия общине, а в 1708
году— собранию Священных Книг. С этого момента изменилась сама концепция гуру.
Место живого человека, направляющего духовный поиск людей и ведущего их за
собой, в центре культа сикхов заняла община (Гуру Пантх) и Священная Книга
(Гуру Грантх). Каждый из членов общины
сикхов стал частью Гуру Пантх, следствием чего стало резкое увеличение
ответственности за веру, падающей на плечи каждого члена общины. У сикхов нет
священников. Не смотря на то, что небольшая группа членов общины специально
обучается чтению и толкованию Священных
гимнов (Грантхов), богослужение может вести каждый. Индивидуальная,
позиция каждого сикха значима для всей общины и отражается на Гуру; Пантх.
Связь общинного и религиозного самосознания развита в религии сикхов как ни в
одном другом течении индуизма, что усиливает в сикхах чувство собственной
индивидуальности.
Религиозным
центром общины сикхов является Золотой Храм в Амритсаре, в котором хранится
Священная Книга Гуру Грантх, символ мистического единения членов общины. Книга
и община вместе составляют гуру. Гуру Грантх и гуру Пантх в представлениях
сикхов символизируют присутствие гуру в проявленном мире. В центре храма,
украшенного позолотой, особое место занимает священная книга сикхов — Ади
Грантх. Ради церемоний, связанных с этой огромной книгой, и строятся храмы
сикхов. На протяжении сотен лет изо дня в день, из года в год, каждое утро в
Золотой храм с большими почестями вносят «Книгу- Гуру», помещают ее на
специально возведенном троне. Вечером Гуру грантх закрывают и не менее
торжественно уносят из храма.
Сикхизм,
как историческое явление возник на территории, подверженной одновременному
влиянию ислама и индуизма. На стыке двух национально-религиозных формаций
возник субстрат индо-мусульманской культуры, оказавший влияние на религию,
философию, литературу, поэзию и живопись. Религиозное учение Гуру Нанака
явилось синтезом мистического направления в исламе, коего придерживались суфии,
и воззрений индийских вайшнавов, проповедовавших религию любви «бхакти».
Религия сикхов благодаря относительно легкому «пути спасения», простоте и
доступности проповедуемых принципов доброты, моральной чистоты, справедливости
и чести, по сей день привлекает много последователей.
В
жизни современной Индии сикхи играют весьма заметную роль. Примерно с 50-х
годов растет и укрепляется национально-религиозное движение. Общая численность
сикхской общины — около 15 миллионов человек; что составляет около 2% от всего
населения Индии. Сикхи — третья после индуистов и мусульман религиозная группа
страны. На подъеме национально-религиозного движения сикхи добились создания
единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 году такой штат создается,
и с тех пор большая часть сикхов (около 80 процентов) живут именно там, демонстрируя
всему миру свое этническое и религиозное единство.
Гуру Нанак заложил основы удивительно
крепкой общины, религиозные и мировоззренческие взгляды которой не претерпели
никаких изменений по сей день.
|