Кумбха-мела
древнейший праздник. История гласит, что он проводится в память о пахтании
полубогами и демонами океана, наполненного молоком.
Слово кумбха означает "кувшин” или "сосуд”. В
данном случае имеется в виду сосуд с нектаром бессмертия – амритой, который появился в
результате пахтания молочного океана.
Кумбха-мела также отмечается как в Аллахабаде (Праяг), так и в трех других
городах Индии: в Хардваре праздник проводится на берегу Ганги, в Уджджайне – на
берегу реки Шипры и в Насике – на берегу реки Годавари.
В соответствии с влиянием определенных
планет, в разные периоды времени нектар амриты, появившийся в результате
пахтания молочного океана, смешивается с
водами этих рек, наполняя их духовной энергией.
Омовение, совершенное в священной реке в этот благоприятный
момент, дарует человеку освобождение.
Во время мелы Аллахабад становится самым
многолюдным городом мира, поскольку сюда стекаются многочисленные
паломники, как из Индии, так и из других стран.
Тривени-сангам – место слияния Ганги, Ямуны и
Сарасвати; одно из самых святых мест на Земле.
Миллионы паломников приходят сюда, чтобы омыться в священных водах во время
Кумбха-мелы
Словом «праяг» обычно называют место, где
проводятся грандиозные
жертвоприношения.
На Ганге
насчитывается четырнадцать праягов, и
Праяг–радж (Аллахабад), «царь всех святых
мест» считается самым значительным из них.
В древнем священном
манускрипте под названием «Брахма-самхита» рассказывается, как Господь Брахма
искал место для проведения великой ягьи.
Он остановил свой
выбор на местности, окруженной водами Ганги, Ямуны и Сарасвати. Впоследствии
это место стали называть Праягом.
В «Махабхарате»
(Вана-парва) говорится: «Местность, расположенная между Гангой и Ямуной
считается серединой Земли.
Праяг -- святое и благодатное место, самая
плодородная область на Земле.
Праяг является мадхьей,
центральным из пяти веди,
жертвенных алтарей Земли. Остальные веди
-- Курукшетра, Гая, Вираджа и Пушкара».
Похожие утверждения
встречаются также в «Брахма Пуране», «Сканда Пуране» и «Маркандея Пуране».
В «Махабхарате»
говорится, что Праяг считается самым почитаемым святым местом во вселенной. Господь Брахма утверждал: В
Праяге человек избавляется от всех грехов».
Праяг известен также как «Тиртхарадж
Праяг», что значит «самое святое из всех святых мест».
В «Ваю Пуране»
Праяг сравнивают с носом олицетворенных
Вед, а «Вараха Пурана» описывает его
следующим образом: «В Праяге находится Тривени (место слияния трех рек), где
обитает Господь Шива, носящий имена Сулатанка и Сомешвара.
Господа Вишну там
называют Вену-мадхавой, и именно там сливаются воедино Ганга, Ямуна и
Сарасвати.
Омывшись в этом
святом месте, человек попадает в рай, а тот, кто умирает там, навеки покидает
материальный мир.
Праяг -- царь всех тиртх и он очень дорог Господу Вишну».
Праяг является местом рождения Сомы, Варуны и
Праджапати.
Кроме того, в свое
время он был обителью великих мудрецов – Бхарадваджа и Дурвасы Муни.
Знаменитые паломники
И Сам Господь, и Его чистые преданные неоднократно
посещали Праяг, преумножая его святость.
В Трета-югу Господь
Рамачандра вместе с Лакшманом и Ситадеви жили
в ашраме Бхарадваджа Муни
неподалеку от места слияния трех рек.
Праяг был первым
городом, в котором побывал Господь Рама, отправившись в четырнадцателетнее
изгнание из Айодхьи
Пятеро Пандавов
Юдхтиштхира, Арджуна, Бхима, Накула и Сахадева также останавливались в Праяге.
Об этом
рассказывается в «Махабхарате», в главе под названием «Вана-парва».
Перед битвой на
Курукшетре Господь Баларама решил посетить все святые места Индии. Побывав в
Наимишаранье, где Он убил Ромахаршану, Господь, следуя по течению реки Шараю,
прибыл в Праяг.
В Праяге Господь
Баларама омылся в священных водах и
совершил предписанные религиозные
ритуалы.
В «Шри Чайтанья
Бхагавате» рассказывается о том, что
Господь Нитьянанда посетил Праяг, направляясь в Матхуру: «Прибыв в Праяг в
месяце магха, Господь омылся в месте слияния рек ранним
холодным утром и затем продолжил Свой путь в Матхуру, где в прошлую югу Он являлся в облике Баларамы».
Адвайта Ачарья также
останавливался в Праяге по пути из Варанаси. Придя туда, он обрил голову, после
чего омылся в водах трех священных рек.
Затем он сделал подношение Своим предкам и продолжил путь.
Шри Чайтанья
Махапрабху посетил Праяг, направляясь из Джаганнатха Пури во Вриндаван.
Возвращаясь обратно,
Он провел в Праяге весь месяц магха
(январь/февраль). Господь жил в доме Валлабхачарьи, где и произошла Его встреча с Рупой Госвами.
Будучи грихастхой,
Шрила Прабхупада прожил в Праяге 13 лет,
и там же в 1932 году он получил посвящение от Шрилы Бхактисиддханты
Сарасвати Тхакура. Известно, что Господь Будда и Шанкарачарья также совершали
паломничество в Праяг.
Тривени-сангам
Праяг считается
святым городом, поскольку он расположен
в месте слияния трех священных рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати.
Само место слияния
называют Тривени-сангам («три» --
три, «вени» -- коса, заплетаемая
женщинами, «сангам» -- союз).
Истоки этих рек находятся высоко в Гималайских горах. Слияние этих рек представляет собой
удивительное зрелище. Вода Ямуны темно-синяя, почти черная, и ее течение
быстрее течения Ганги, неторопливо несущего ее светлую воду.
Интересно, что,
сливаясь с водой Ганги, вода Ямуны теряет свой цвет, и с места слияния до Ганга-сагара,
места, где воды рек впадают в
Бенгальский залив, течет одна река – Ганга.
Омовение в любой из
этих священных рек духовно возвышает человека, но в священных писаниях
утверждается, что омовение, совершенное в месте слияния этих рек, несет ни с чем
не сравнимое благо.
В том случае, если
омовение в сангаме совершено во время
Кумбха-мелы, могущество святой воды усиливается в тысячу раз. Поэтому
считается, что Праяг – самое благоприятное место для принятия священного
омовения.
В «Нарада Пуране» Васу-риши обращается к дочери Господа Брахмы со
следующими словами:
«Когда Ганга и Ямуна
сливаются, их воды уподобляются нектару.
Когда Солнце
находится в знаке Макары (Козерог) в месяце магха,
все тиртхи проявляются в тривени, месте слияния Ганги, Ямуны и Сарасвати, чтобы омыться в
священных водах. Не только тиртхи, но
и Господь Вишну, Махадева, Господь Брахма, а также рудры, адитьи, маруты, гандхарвы, якши, киннары, гухьяки и сиддхи
со своими супругами – Лакшми, Парвати, Брахмани, Шачи, Адити и другими,
собираются в Праяге в месяц магха.
В Сатья-югу все тиртхи и великие личности появлялись там
открыто, но в Кали-югу они являются там либо скрывая свой истинный облик, либо
сделавшись невидимыми для взоров обычных
людей….
Область Праяга
простирается от Пратиштханы (Джханси) до двух Нагов (Камбалы и Ашватары), а
затем до Бхогавати, озера Васуки.
Эта местность является веди,
жертвенным алтарем Господа Брахмы.
О, прекрасная дева,
во всех трех мирах не найти места,
превосходящего Праяг святостью!
Эта тиртха
превосходит могуществом все остальные тиртхи.
Невозможно победить
Майю-деви, сотворенную Самим Господом.
Но в месяц магха в Праяге путы Майи ослабевают, о
дочь Брахмы.
Даже Читрагупта,
писарь Ямараджи, не способен измерить
благо, которое получает человек, омывшийся в месте слияния Ганги и Ямуны в
месяце магха, когда Солнце в
Козероге….
Если человек входит в священные воды с верой, исполняются
все его желания. Стремится ли преданный обрести царство на Земле, жаждет ли он
достичь райских планет или же его целью является освобождение в духовном мире –
Праяг-тиртха исполнит все его желания.
О прекрасноокая
дева, омывшись в Хардваре, Праяге или в устье Ганги, преданный отправится в
обитель Господа Брахмы, потом в обитель Шри Махадевы, а затем -- в обитель
Господа Вишну».
В «Атхарва-веде»
есть такой стих (19.53.3): «Мы, святые
люди, отмечаем праздник кумбхи в
местах, где находился сосуд с нектаром,
появившийся при пахтании молочного океана».
В «Риг-веде»
говорится, что светлые воды Ганги и синие воды Ямуны сливаются воедино в
Праяге, и омовение в сангаме несет
бессмертие всем обитателям Земли. В «Махабхарате» Ганга сравнивается с
«Риг-ведой», Ямуна – с «Яджур-ведой», а Сарасвати – с «Атхарва-ведой».
Ганга проистекает из стоп Господа и течет по
различным планетным системам.
В былые времена
она протекала только по райским
планетам, но по просьбе царя Бхагиратхи, желающего даровать освобождение своим
предкам, Ганга сошла на Землю. Она
согласилась исполнить просьбу царя, поскольку религиозное рвение Бхагиратхи
впечатлило ее. В «Махабхарате» и «Сканда Пуране» вода Ганги сравнивается с амритой: «Для людей вода Ганги – все
равно, что для Бога – амрита».
В «Бхагавад-гите»
Господь Кришна говорит:– Среди рек Я – Ганга».
Богиня,
олицетворяющая Ямуну, является дочерью Солнца и сестрой Сатурна и Ямы (бога
смерти). Ямуна тесно связана с божественными лилами Кришны во Вриндаване.
Синий цвет ее воды напоминает цвет тела Господа Кришны.
Кроме того, Ямуна
является одной из супруг Господа. Сарасвати -- очень таинственная река,
которая течет как на поверхности, так и
под землей.
В предыдущие эпохи
русло Сарасвати было видимым, но сейчас
она ушла под землю. В наши дни увидеть ее можно только в Гималаях, где
она протекает по поверхности на протяжении ста километров, уходя затем под
землю.
Богиня,
олицетворяющая Сарасвати, является дочерью Господа Брахмы и богини Сарасвати,
по милости которой человек обретает видью,
знание. Сарасвати невозможно увидеть в
Праяге, но она присутствует там в образе
духовного звука, исходящего из уст истинных садху,
приходящих на Кумбха-мелу, чтобы открывать паломникам духовные истины.
Омовение в священных водах
В «Брахма Пуране»
омовение в Праяге описывается следующим образом: «Омовение в Праяге, совершенное в месяце магха, дарует благо, равное благу от
совершения многих миллионов жертвоприношений ашвамедха».
В месяце магха, когда планеты занимают
определенное положение, амрита из
молочного океана наполняет воды Тривени-сангама.
Такие моменты
считаются наиболее благоприятными для омовения, ибо они даруют духовное
освобождение.
Во время Кумбха-мелы
рекомендуется совершить следующие кумбха-снана-йоги
или снана парвы (омовения),
приуроченные к определенным дням:
Пауша Пурнима
(полнолуние)
Макара-санкранти
(день, когда Солнце входит в знак
Козерога)
Мауни Амавасйа
(новолуние)
Васанта Панчами
(пятый день прибывающей луны)
Магха Пурнима
(полнолуние и полное лунное затмение)
Маха Шива-ратри
(день явления Господа Шивы).
Астрологические аспекты
В соответствии с расчетами, произведенными на основании текстов «Риг
Веды», за 360 дней солнце проходит через все 12 знаков зодиака.
Таким образом, раз в
год Солнце входит в знак Козерога.
Этот день называется
Макара-санкранти, и считается началом
периода, наиболее благоприятного
для отправления религиозных ритуалов и другой духовной деятельности. В
отличие от Солнца, Юпитер пребывает в каждом знаке зодиака в течение одного
года. Поэтому он входит в каждый знак только
один раз в 12 лет.
В Аллахабаде
Кумбха-мела отмечается, когда Солнце и Луна совпадают в знаке Макара (Козерог),
а Юпитер находится в знаке Овна или Тельца.
Один раз в
двенадцать лет происходит одновременное вхождение Солнца в знак Козерога, а Юпитера
– в знак Овна.
Этот период
называется Кумбха снана-йога, и именно в это время отмечают Кумбха-мелу (только
в день Амавасйи (новолуния) в месяце магха).
В принципе, в это
время Юпитер должен находится в знаке Тельца, но поскольку обращение Юпитера вокруг
Солнца занимает 11.86 лет вместо двенадцати, иногда Кумбха-мелу отмечают в то
время, когда Юпитер находится в знаке Овна.
Исходя из
астрологических расчетов, Юпитер проходит один дом за 84 года, поэтому из
каждых семи Кумбха-мел шесть отмечаются раз
в 12 лет, а седьмую отмечают через 11 лет.
Священные писания гласят, что Гаруду, который нес сосуд с
нектаром, направлял Брихаспати (Юпитер),
проходивший в то время знаки Рыб, Тельца
и Льва.
Солнце и Сатурн
охраняли сосуд, наполненный нектаром.
Празднование
Кумбха-мелы в четырех городах Индии проходит в
зависимости от того, какое
положение в данный момент занимают планеты.
Аллахабад Юпитер в Овне или Тельце;
Солнце и Луна в Козероге;
Солнце и Луна совпадают;
Юпитер и Солнце отстоят друг от друга
на 120 или 60 градусов;
Харидвар Юпитер в Рыбах;
Солнце и Луна в Раке или Льве;
Планеты расположены перпендикулярно;
Насика Юпитер во Льве;
Солнце и Луна во Льве;
Солнце и Юпитер или Солнце, Юпитер и Луна
совпадают;
Уджджайн Юпитер во Льве;
Солнце в Овне или Сатурн в Весах;
Юпитер и Солнце отстоят на 60 градусов.
Не живите в стране, где вам не оказывают
почтения, где вы
не можете заработать себе на
жизнь, где у вас нет друзей, или там, где вы
не можете получить знания.
/МУДРЕЦ ЧАНАКЬЯ/