В Махабхарате говорится, что человеческая
жизнь - это расплата за неправильную предыдущую, и что, как теленок всегда
найдет свою мать корову на пастбище с сотнями коров, так и карма найдет
человека. Поэтому в человеке должно быть проявлено качество крату – желание
поступать мудро. В результате отсутствия такого желания человек совершает
неподобающие поступки и вынужден пожинать их плоды по космическому закону
справедливости.
Карма
– космический закон
Космос – это греческое
слово, и оно означает «упорядоченная, разумная система». Полярным
древнегреческим словом является хаос. Космос является упорядоченной системой,
где всё имеет смысл и свою логику. Существуют в нём и свои законы.
Закон находится вне
веры. Не важно, верю я или нет: закон есть закон, и действует в пределах
космоса.
К закону кармы относится
всё во вселенной: и рождение планет, и плачь ребенка в соседней квартире.
Карма
и судьба
Всю западную философию
можно разделить на 2 лагеря: с одной стороны- представители учения о предопределённости
или судьбе, а с другой стороны- приверженцы учения о свободе воли.
Оба лагеря находятся в
затянувшемся состоянии спора и понимание закона кармы способно примерить две
враждующие стороны.
То, что мы не в силах
справиться с судьбой, ещё не означает, что у нас нет свободы воли.
Карма, фактически, представляет из себя только четвёртую фазу
действия: то, что уже произошло (прарабдха).
Однако существуют и 3
предыдущие ступени.
Биджа – первая фаза. Дословно означает
«семя». Это карма в форме семени. Если факторы будут благоприятствовать, то из
семени вырастет плод кармы.
Фактически это наши
желания. Материальные, или духовные, они приводят нас к определённым решениям:
исполнять это конкретное желание или нет. Это и есть вторая стадия.
Кута-стха – фаза принятия
решения.
На этой стадии мы способны остановиться и не принимать опасные решения. Но если
всё-таки действие совершено, то это уже следующая стадия.
Здесь необходимо понять
следующий момент. Желания бывают греховные и не греховные. Одни из них можно терпеть,
а другие - нет. Некоторые желания даже опасно терпеть. Например,
несвоевременное исполнение естественных потребностей тела может привести к
тяжёлым заболеваниям.
С греховными желаниями
можно поступить двояко. Во-первых, их можно просто терпеть, и тогда они сгорят
в пламени аскезы. Но есть желания, которые терпеть очень непросто, и тогда их
необходимо очистить, задействовав в служении Богу. Например, сексуальные
желания могут быть очень сильные, но, если человек создаёт благочестивую семью
и использует секс для зачатия детей, то это желание очищается.
В этом плане знание
освобождает от кармы, давая полное представление о греховных и не греховных
формах желаний и о способах терпения и задействования греховных желаний. Для
этого необходимо принять Духовного Учителя.
Пхалон-мукха. Эта фаза
наступает после того, как действие совершилось. Началась цепная реакция,
и колесо кармы закрутилось. И, в результате, последней цепочкой этой реакции
буду опять я. Свобода, присутствующая на предыдущих стадиях, закончилась.
В результате этого
закона наше действие обретёт логическую завершённость: я буду обязан испытать
тоже самое. Это и есть фаза – прарабдха.
Следовательно, то что мы
называем судьбой – это реакции, пришедшие к нам по закону кармы. И всегда
причина этих реакций – мы сами. В послании Павла говорится: «Что человек
посеет, то и пожнёт».
Истинная причина
формирования кармы – деятельность в материальном сознании. Желание наслаждаться
приводит к действию, и это действие вызывает желание совершать его снова и снова.
В опытах с крысами, подсоединяли проводок к центру наслаждения крысы, и она
умирала, нажимая на кнопку, которая включала ток, не в силах отойти. Зачастую
мы сами ищем эту кнопочку, а найдя не можем отойти и вынуждены переходить из
тела в тело, побуждаемые материальным сознанием.
Поэтому бесполезно и глупо искать ответственных за наше счастье
или страдания.
Индийская пословица
гласит: «Когда я одним пальцем указываю на другого, то три указывают на меня».
Добро
и зло
Существует относительное
понимание добра и зла. Например, то, что пища для одного – яд для другого. Так
и должно быть, так как этим и определяется наша свобода воли.
Но, если речь идёт обо
всём мире, то необходимо принять существование космических норм добра и зла.
Эти нормы описаны в ведических произведениях и других явленных писаниях.
Например, хорошими
принимаются такие действия, как возлюбить ближнего своего, помогать тем, кто в
беде, не прелюбодействовать и т.д. С другой стороны, нехорошими действиями
считаются насилие и убийство.
Поняв космические нормы
морали, человек способен в любой ситуации поступать правильно не на основе
относительных правил, а на основе глобальной истины.
Если мы размышляем об
абсолютной морали, то когда к нам приходят кармические последствия, мы должны
делать соответствующие выводы и так учиться на собственных примерах.
Каждое событие в нашей
жизни должно стать для нас уроком космической морали. Вся жизнь превратится в
школу морали и святости, что приведёт нас к самосовершенствованию в течении
одной жизни.
Лучшим изложением
совершенных норм морали является ведическое произведение «Бхагавад-гита»,
изучив которое вы сможете научиться правильно поступать в любой возникшей
ситуации.
Карма,
как процесс исполнения желаний
Любые наши желания могут
быть исполнены по законам кармы. Необходимо учесть два фактора: наши желания и
наши возможности. Желания могут иногда не совпадать с возможностями.
Возможности можно сравнить с заработанными деньгами и их может не хватить на
задуманный план, но, пользуясь законами кармы, можно увеличить свой запас
средств и исполнить задуманное.
Лишь только одно желание
не может быть исполнено – желание стать Богом. Это место уже занято.
Мы можем стать, кем
угодно и совершать что угодно, и цена уже указана в священных писаниях, но
готовы ли мы её заплатить.
Но самое удивительное,
что такое умонастроение не приведёт нас к возвышению. Более того, желание
наслаждаться всё новыми и новыми материальными идеями – это греховная
деятельность, и она сравнивается с жеванием уже пережёванного.
Путь к развитию сознания
лежит через отказ от материальных планов и полное избавление от материальных
желаний.