Восемь
мистических сиддхи непосредственно
показывают, что существа могут обладать чувствами разных уровней, благодаря
тому, что они в разной степени наделены изначальными возможностями Кришны.
Шрила Прабхупада дает следующее описание некоторых из мистических сиддхи:
Йог-мистик может войти внутрь Солнца,
просто используя солнечные лучи. Такая способность называется лагхима.
Подобным же
образом йог может пальцем коснуться
Луны. Современные астронавты преодолевают много трудностей при полёте на Луну
на космическом корабле, тогда как личность, обладающая мистическим
совершенством, может продлить свою руку и коснуться пальцем Луны. Эта сиддхи называется прапти, или приобретение.
С помощью этой прапти-сиддхи совершенный йог-мистик не только может коснуться
планеты Луна, но он может продлить свою руку до любого места и взять все, что
пожелает. Он может сидеть на расстоянии тысяч миль от некоторого места, но если
он пожелает, то сможет взять плод из находящегося там сада. (Нп, с. 37).
Пример прапти-сиддхи прекрасно объясняет
понятие «расширение доступа к точкам». Рассмотрим йога, находящегося на Земле и протягивающего руку, чтобы коснуться
Луны. На самом ли деле йог чувствует,
что его кисть движется через атмосферу и преодолевает тысячи миль космического
пространства, повинуясь необычайно удлинившейся руке? Это едва ли покажется
правдоподобным. Мы полагаем, что эта сиддхи
на самом деле позволяет йогу достичь любого желаемого места непосредственно, и
таким образом для этого требуются связи более высоких размерностей между
значительно разнесёнными областями. Идея состоит в том, что Кришна всегда имеет
непосредственный доступ ко всем местоположениям, и по Его милости, этой
способностью прямого доступа могут быть в разной степени наделены различные
живые существа.
Следующие стихи
из одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (11.15.10-13) показывают, что сиддхи приобретаются благодаря
частичному осознанию неотъемлемых возможностей Кришны:
1. анима - стать меньше мельчайшего. «Тот,
кто поклоняется Мне (Кришне) в Моей атомарной форме, пронизывающей все тонкие
элементы (бхута-сукшма и тан-матра),
сосредоточив свой ум только на ней одной, обретает мистическое совершенство,
называемое анима.»
2. махима - стать больше большего. «Тот,
кто сосредотачивает свой ум на определенной форме махат-таттвы и таким образом медитирует на Меня как на Верховную
Душу всего материального существования, обретает мистическое совершенство,
называемое махима.»
3. лагхима - стать легче легчайшего. «Я
пребываю внутри всего, и Я поэтому являюсь сущностью атомарных составных частей
материальных элементов. Направляя свой ум на эту Мою форму, йог может обрести совершенство,
называемое лагхима, благодаря
которому он осознает тонкую атомарную сущность времени».
4. прапти - приобретение. «Полностью
зафиксировав свой ум на Мне в элементе ложного эго, происходящего из гуны благости, йог обретает способность
мистического приобретения, благодаря которой он становится обладателем чувств
всех живых существ. Такое совершенство он обретает потому, что его ум погружен
в Меня.»
Аналогично
описаны и четырех других сиддхи.
Согласно комментарию к Ш. Б., 11.15.13, «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
утверждает, что те, кто стремятся обрести такие совершенства, не фиксируя ум на
Верховном Господе, обретают грубое и низшее отражение каждой мистической
способности».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛУБОГОВ, ЙОГОВ И РИШИ
В
«Шримад-»Бхагаватам» есть много указаний на мистические способности полубогов, йогов и риши. Эти живые существа несомненно наделены чувствами с более высокоразвитыми
возможностями, чем обычные люди, и они также способны действовать в более
широкой области деятельности, чем пространственно-временная среда нашего
повседневного опыта. Отметим, что в соответствием с ведической традицией, мы
применяем термин «чувственный» как для воспринимающих чувств, так и для
действующих чувств.
Жизнь типичного
обитателя высших планет длится 10 000 небесных лет, и каждые сутки там
равняются земному году (Ш.Б. 4.9.63.к), хотя многие полубоги живут еще дольше.
Таким образом, такие полубоги, как Индра, занимают официальное положение в
администрации вселенной в течение одной манвантары,
или 71 х 12 000 небесных лет, а их общая продолжительность жизни
гораздо больше.
Полубоги
обладают способностью принять любую желаемую форму (Ш. Б., 8.15.32, ком.) и по
своему желанию появиться или исчезнуть из поля видения обычных людей.
Так, Ш. Б.,
9.21.15 описывает, как полубоги Господь Брахма и Господь Шива предстали в
человеческом облике перед Махараджей Рантидевой, а Ш.Б., 1.12.20, говорит, что
это Индра и Aгни явились перед Махараджей Шиби в форме орла и голубя.
В «Бхагаватам»
также есть много отрывков, которые описывают, как полубоги, обладая
кармическими достоинствами более высокого порядка, по своему желанию могут
появиться или исчезнуть перед менее значимыми полубогами. Например, Гуру Индры,
Брихаспати сделал себя недосягаемым для Индры, после того, как Индра оскорбил
его (Ш. Б., 6.7.16).
Мы хотим
сказать, что эта способность появляться и исчезать не является «просто вопросом
мистического могущества». Скорее она демонстрирует важное качество физического
мира, в котором мы живем. Этот мир содержит много проявлений, которые не
доступны для нас с нашими обычными чувствами, но они доступны для более
высокоразвитых существ, таких как полубоги.
Внутри вселенной
существует иерархия уровней размерностей, и существа на определенном уровне
развития могут действовать в пространстве большей размерности, чем существа,
находящиеся на более низком уровне. Духовное царство Ваикунтхи и Голоки
Вриндаваны находится на еще более высоком уровне.
Вот почему
Брахма, верховный полубог этой вселенной, был сбит с толку, когда Кришна
показал ему духовный мир.
В Ш.Б. 1.16.3
говорится, что во время жертвоприношений коня, которые проводил Махараджа
Парикшит, даже обычные люди смогли увидеть полубогов. Оказывается, что в
ведические времена полубоги часто посещали Землю и имели разнообразные
взаимоотношения с людьми.
Обычно, однако,
их могли видеть только совешенные личности. Уже недавно, когда родился Господь
Чаитанья и полубоги посещали дом Джаганнатха Мишры, для того чтобы прославлять
Господа, они были невидимы для всех (Чч AЛ 14.76-81).
В
«Шримад-Бхагаватам» часто подчеркивается, что обретая более высокую духовную
квалификацию, можно увеличить возможности своих чувств и автоматически
наблюдать явления более широких сфер существования. Также подчеркивается, что
эти способности, конечно, не должны использоваться для удовлетворения чувств,
так как это может увести с пути к истинной цели духовной жизни.
Пример такого
могущества указан Нарадой Муни в наставлениях Дхруве Махарадже, который,
благодаря воспеванию мантры ом намо
бхагавате васудевайа, через некоторое время смог увидеть «совершенных людей
(кхе-чаран), летающих в небе»
(полубоги посещали дом Джаганнатхи Мишры (Ш.Б. 4.8.53)).
В Ш.Б. 3.8.5к
упоминается один из методов, которым иногда пользовались для передвижений между
высшими планетами и Землей: великие мудрецы могут спускаться с Сатьялоки на
Землю по реке Ганге, которая течет через всю вселенную.
Шрила Прабхупада
отмечает, что, обладая мистическим могуществом, можно так путешествовать по
любой реке. Трудно предположить, что этот способ путешествия использует
плавание на огромные расстояния вверх или вниз по течению, и конечно, мы не
способны видеть связь между земной Гангой и ее небесным двойником.
Этот способ
передвижения вовлекает многомерные связи между областями пространства и что
река служит своего рода направляющим маяком, который указывает дорогу таким
многомерным путешественникам. И течение реки Ганги с высших планет на Землю,
конечно, должно быль многомерным.
На с.487
«Источника» есть описание мистической йогини Читралекхи, которая перелетает в
космическом пространстве из Шонитапура в Двараку и уносит спящего Aнируддху
обратно в Шонитапур.
Это другой
пример передвижения, где, как кажется, требуются многомерные связи.
Ведические
шастры упоминают много великих событий, происходивших на Земле в далеком
прошлом. В большинстве случаев эти события сопровождались явлениями, которые мы
сейчас уже не встречаем. Можно спросить, почему же мы не встречаем их сейчас,
если они действительно происходили когда-то. Причина этого объяснена в
«Бхагаватам»: перед началом Кали-юги естественные процессы на Земле происходили
в другой гуне (Ш.Б. 1.4.17.к);
чувственные возможности всех живых существ были на более высоком уровне, чем
сейчас, и Землю регулярно посещали полубоги, великие мудрецы и другие
продвинутые существа.
Таким образом,
жизнь обычных людей была гораздо теснее, чем после наступления Кали-юги,
связана с высшими сферами материальной и духовной реальности.
Эта идея
естественно ведет к следующему пробному сценарию истории последних нескольких
тысячелетий. С началом Кали-юги, полубоги и другие высшие существа значительно
ограничили свои взаимоотношения с людьми Земли, а общий уровень чувств людей
при этом сильно понизился.
В течение
некоторого времени люди, вследствие авторитета традиции, продолжали верить в
рассказы о прошлом.
Однако, из-за
отсутствия поддержки из высших сфер и природной склонности людей к обману,
традиции в разных частях мира все более и более искажались, и люди начали
терять веру в них. Наконец, был достигнут современный этап цивилизации, где
старые традиции повсеместно рассматриваются как бесполезные мифы, и люди ищут
знания, опираясь, в основном, на собственные ограниченные чувства.