В этом разделе
приведем отрывки из книг Шрилы Прабхупады, которые позволят предположить, что в
ведические времена проводились астрономические вычисления, подобные описанным в
сиддхантах. Как мы уже отмечали,
многие из существующих астрономических сиддхант
были написаны древними индийскими астрономами. Но если ведическая культура на
самом деле существовала много тысячелетий назад, как об этом сказано в
«Шримад-Бхагаватам», то тогда это свидетельство дает возможность полагать, что
методы астрономических вычислений также использовались в Индии тысячелетия
назад. Рассмотрим следующий отрывок из «Шримад-Бхагаватам»:
Церемонию
шраддха следует проводить на
Макара-санкранти или на Карката-санкранти. Эту церемонию следует также
проводить в день Меша-санкранти и в день Тула-санкранти в йоге, называемой Вйатипата, в день, когда совпадают три лунные титхи, в течение лунного или солнечного
затмений, на двенадцатый лунный день и на Шравана-накшатру.
Эту
церемонию следует проводить в день Акшайа-тритийа, на девятый лунный день
светлых двух недель месяца Картика, на четыре аштаки в зимний сезон, на седьмой
лунный день светлых двух недель месяца Магха, во время совпадения
Магха-накшатры и дня полнолуния и в дни, когда есть полнолуние или почти
полнолуние, когда эти дни совпадают с накшатрами, из которых происходят
названия некоторых месяцев. Церемонию шраддха
также следует проводить на двенадцатый лунный день, когда он совпадает с
какой-либо накшатрой, имена которых Анурадха, Шравана, Уттара-пхалгуни,
Уттарашадха или Уттара-бхадра-пада. Еще раз эту церемонию следует проводить,
когда одиннадцатый лунный день совпадает или с Уттара-пхалгуни, или Ттарашадхой
(Уттара-бхадра-падой). Наконец, эта церемония должна проводиться в дни, которые
совпадают со звездой рождения человека (джанма-накшатра) или со
Шравана-накшатрой (Ш.Б.7.14.20-23).
Из отрывка
видно, что для того, чтобы надлежащим образом соблюсти церемонию шраддха, потребовались бы услуги
опытного астронома. В «Сурья-сиддханте» содержатся соответствующие правила
выполнения необходимых для этого вычислений, и потому невозможно представить,
как такие сложные расчеты могли когда-то проводиться без вычислительных систем
равной сложности. Например, в «Сурья-сиддханте» вьятипата-йога определяется как время, когда «Луна и Солнце
находятся в разных айанах, сумма их
долгот совпадает с точностью до 6 знаков, и их отклонения равны» (SS, с.72).
Такое сочетание положений планет невозможно просто определить без значительных
астрономических выкладок.
Подобные ссылки
на детальное астрономическое знание разбросаны по всему «Бхагаватам». Например,
вьятипата-йога также упоминается в
Ш.Б.4.12.49-50. В «Источнике вечного наслаждения»(с.643) описывается, как
однажды во времена Кришны на Курукшетре собрались люди со всей Индии по случаю
полного солнечного затмения, и это событие было предсказано астрономами. Также
в Ш.Б.10.28.7.р. описывается, как однажды Нанда Махараджа слишком рано омывался
в реке Ямуне и был схвачен посланцем Варуны, потому что в тот раз лунный день экадаши закончился необычно рано. Мы
редко вспоминаем об астрономии в нашей повседневной жизни, но по этим отрывкам
можно заключить, что в ведические времена весь распорядок жизни определялся на
основе астрономических соображений.
Другая группа
доказательств существования в ведические времена высокоразвитой математической
астрономии основана на огромной роли астрологии в культуре того времени.
Индийская астрология традиционно использовала астрономические сиддханты. Шрила Прабхупада указывал,
что астрология была неотъемлемой составной частью функционирования карма-канды ведического общества. О
важной роли астрологии в ведическом обществе говорится в Ш.Б.1.12.12.к.;
1.12.29.к.; 1.19.10.к; 6.2.26.к.; 9.18.23.к.; 9.20.37.к. и 10.8.5., а также
Ч.-ч. АЛ 13.89-90 и 17.104.
Эти отрывки
показывают, что традиция вайшнавов тесно связана с астрономическими сиддхантами.
|