В 1000 г до н.
э., примерно за 60 лет до воздвижения каменной башни на реке Кем, арабский
ученый Альберуни закончил свою книгу об Индии (AL). Альберуни жил в королевстве
Газнии, которым в то время правил Махмуд, мусульманский король, неизменно
совершавший набеги на Синд, Пунджаб и другие северо-западные окраины Индии.
Альберуни был тогда знаменитым ученым, он в подлиннике читал Платона и изучал
санскрит.
Альберуни имел
возможность использовать не так уж много санскритских текстов. У него была
большая часть индийских астрономических текстов, называемых джйотиша шастра, и ряд Пуран, таких как
«Матсья Пурана» и «Ваю Пурана». Он упоминает «Шримад-Бхагаватам», или «Бхагавата
Пурану», но, скорее всего, он никогда не держал ее в руках.
Во всех этих
книгах Альберуни в основном интересовал взгляд индусов на вселенную и
наблюдаемые в ней явления. И действительно поражает, что его книга почти
наполовину состоит из описания индийской астрономии и космологии.
Джйотиша шастра включает в себя труды и по
математической астрономии, известные как сиддханты.
Туда входят работы великих индийских астрономов Арьябхаты, Брахмагупты, Вирахи
Михиры и др., некоторые из которых были почти современниками Альберуни. Там
также содержатся санскритские тексты, такие как «Сурья-сиддханта», которые по
преданию были получены от полубогов или риши.
В этих работах Земля рассматривается как маленький шар, летящий в пространстве
в окружении различных планет, которые вращаются вокруг нее.
В этих работах
рассказано, как рассчитать положение планеты на небе в любой заданный момент
времени. Они содержат детально разработанные правила проведения подобных
расчетов, а также численные значения расстояний, размеров и скоростей движения
планет.
Альберуни хорошо
разобрался в вычислениях, описанных в астрономических сиддхантах, и, вообще, индийская астрономия в то время очень
интересовала исламский мир. Хотя Альберуни был хорошо знаком с традиционной
греческой астрономией в изложении Птолемея, он счел космологию Пуран слишком
сложной и непонятной. Это мнение сложилось у него после чтения Пятой Песни
«Шримад-Бхагаватам» и других Пуран. Эти материалы очень часто вызывали у
Альберуни непонимание и раздражение, совершенно так же, как у многих наших
современников, и он, естественно, не упускал случая осудить индийскую дхарму и утвердить превосходство Ислама.
Космология
«Бхагаватам» вызывала недоумение задолго до современных научных открытий. Такое
же недоумение испытал Альберуни, несмотря на то, что в его обществе Землю
считали неподвижной и находящейся в центре вселенной.
Вайшнавы прошлых
веков обсуждали связь Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» и джйотиша шастры. Мы видим это в комментариях Вамшидхары
(вайшнавский комментатор XVII века) к
«Бхагаватам». В этих комментариях Вамшидхара обсуждает кажущее противоречие
между малым размером Земли, описанной в джйотиша
шастре, и огромным размером Бху-мангалы из Пятой Песни.
Существует
очевидное несоответствие между космологической системой Пуран и моделью мира,
которая основана на наблюдениях людей и определяется их интеллектуальными и
сенсорными возможностями.
Астрономические сиддханты и космологию Пуран следует
понимать как два взаимосвязанных описания одной многозначной материальной реальности.
Современная же западная наука основана на идее, согласно которой природу можно
полностью описать с помощью единой рациональной модели мира. Однако в
«Шримад-Бхагаватам» подчеркивается, что ни один человек на земле не в состоянии
дать полное описание материального мира, «даже проживи он столько, сколько
Брахма» (Ш. Б., 5.16.4). Таким образом, ведический подход к описанию природы
основан на принципе сочетания различных взаимно согласующихся аспектов
непознаваемого целого.
Старая притча
про слона и слепых может служить хорошей иллюстрацией указанного подхода.
Каждый слепой исследует определенный аспект слона, а зрячий может понять, как
все эти аспекты соединить вместе, чтобы образовалось согласованное целое.
Каждый слепой, старательно изучив сведения, полученные от зрячего и от своих
слепых товарищей, все-таки сможет понять, как выглядит весь слон, хотя он и не
в состоянии видеть его непосредственно до тех пор, пока не вылечит свою
слепоту. Мы хотим сказать, что в наших попытках понять материальный мир мы
напоминаем слепца, ощупывающего слоновий хвост.
Продолжая эту
аналогию, можно сказать, что астрономические сиддханты дают представление о космосе, которое может получить
слепой, т. е. житель этой земли; ведическая же литература, в частности,
«Бхагаватам», рассказывает о мире, который видят существа, наделенные более
мощным зрением. Это — полубоги, риши
и, конечно, Великий Господь — единственный, кто может лицезреть всю вселенную.
Эти высшие существа способны видеть мир таким, каким он описан в «Бхагаватам»,
и одновременно его отдельные стороны, описанные в астрономических сиддхантах. Этим высшим существам
известно, как описания отдельных сторон сложить вместе и получить полное целое,
в то время как для нас это требует больших усилий.
Чтобы понять
ведическую космологию как многостороннее описание реальности, нам придется
освободиться от узких рамок декартовой и евклидовой трехмерной геометрии, на
которой основано современное научное мировоззрение.
Ключевая идея, с
помощью которой мы сумеем разрешить это несоответствие, состоит в том, что
вселенная, описанная в ведической литературе, имеет бóльшую размерность,
поэтому ее нельзя полностью представить в трехмерном пространстве.
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ СИДДХАНТЫ
Космология астрономических сиддхант их положения в вайшнавской
традиции.
Во
многих комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада ссылается на два
основных труда этой астрономической школы: «Сурья-сиддханту» и
«Сиддханта-широмани». Приведем один из его комментариев:
Эти вычисления приводятся в «Сурья-сиддханте»,
одной из самых авторитетных книг по астрономии. Составил ее знаменитый
профессор астрономии и математики Бимал Прасад Датта, ставший нашим милостивым
духовным учителем. Позднее он получил известность как Бхактисиддханта Сарасвати
Госвами. Титула Сиддханта Сарасвати он был удостоен за составление
«Сурйа-сиддханты», а титул Госвами Махараджа был добавлен, когда он принял
санньясу, отрешенный уклад жизни (Ч.-ч. Ади 3.8 ком).
Из
приведенного отрывка следует, что «Сурья-сиддханта» — это авторитетный астрономический
трактат и что он создан Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.
«Сурья-сиддханта» — это древний санскритский текст, который, как сказано в нем
самом, был поведан посланцем бога Солнца (Сурьи) знаменитому асуре Майа Данаве в конце последней
Сатья-юги. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, хорошо знавший ведическую
астрономию и астрологию, перевел его на бенгали.
Из списка трудов
Шрилы Бхактисиддханты ясно видно, что он проник в самую суть ведической
астрономии. В его биографии написано:
В 1897 году на Маниколе он открыл толу
(частную школу) «Сарасвата Чхатуспати», чтобы обучать индийской астрономии,
которая позволяла делать точные расчеты, независимо от греческих или других
европейских астрономических методов или их данных. В то время он издавал два
ежемесячных журнала, «Джйотирвид» и «Брихаспати» (1896), и опубликовал
некоторые авторитетные трактаты по индусской астрономии.... Сэр Ашутош
Мукхйерджи предложил ему место в Калькуттском Университете, от которого он
отказался (BS1, с. 1–2).
Мы видим, что в
конце 19 столетия Шрила Бхактисиддханта проявлял значительный интерес к
ведической астрономии и астрологии, и возможно, одним из мотивов его интереса
было желание показать, что ведическая астрономическая традиция находится вне
греческого и европейского влияний.
Шрила
Бхактисиддханта Сарасвати также опубликовал «Бхактибхавана-паньджику « и «Шри
Навадвипа Паньджику» (BS2, с.56, 180). Паньджика
— это календарь, включающий в себя даты религиозных праздников и особых дней,
таких как экадаши. Эти даты всегда
рассчитываются по правилам из джйотиша
шастры.
Не оставляет
сомнений, что в последние века «Сурья-сиддханта» и аналогичные труды сыграли
важную роль в индийской культуре. Их постоянно использовали для составления
календарей и других астрономических расчетов. В разделе 1.в мы приводим эпизод
из «Бхагаватам», из которого видно, что в ведические времена постоянно проводились
сложные астрономические вычисления.
Астрономические сиддханты составляют практическую часть
ведической науки, и в этом качестве они всегда использовались вайшнавами.
Эти труды —
уцелевшие остатки ранней астрономической науки, которая полностью согласована с
космологией Пуран и которую люди получили от полубогов и великих мудрецов. С
развитием Кали-юги это астрономическое знание большей частью было утеряно. В
последние столетия его сохранившаяся часть была переработана различными
индийскими астрономами и донесена до наших дней благодаря эмпирическим
исследованиям.
Хотя мы ничего
не знаем о методах вычисления, использовавшихся до Кали-юги, они, по крайней
мере, должны были иметь такие же возможности и уровень сложности, как методы,
предложенные в «Сурья-сиддханте». Иначе они не смогли бы получить сравнимые
результаты. В ведической литературе, которая доступна нам сейчас, такие
вычислительные методы имеются только в астрономических сиддхантах и других джйотиша
шастрах. «Итихасы» и Пураны (включая
«Бхагаватам») не содержат правил астрономических вычислений, причем Веды
содержат только «Веданга-джйотишу», которая является джйотиша шастрой.
СОЛНЕЧНАЯ
СИСТЕМА ПО «СУРЬЯ-СИДДХАНТЕ»
«Сурья-сиддханта»
считает, что Земля — фиксированный в пространстве шар, вокруг которого движутся
по орбитам семь основных планет (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и
Сатурн). Там также описана орбита планеты Раху.
Основная задача
«Сурья-сиддханты» — дать правила вычисления положения этих планет в любое
заданное время. Для каждого момента времени, выраженного в днях, часах и
минутах от начала Кали-юги, можно по этим правилам вычислить небесные
координаты нахождения каждой из семи планет. Все остальные вычисления,
описанные выше, основываются на этих фундаментальных правилах.
Комментарий к
«Бхагаватам» вайшнавского ученого Вамшидхары также проливает свет на
традиционное понимание джйотиша шастр.
Они есть в книге комментариев к «Бхагаватам», которые Шрила Прабхупада
использовал, когда писал свои комментарии. В приложении 1 мы детально обсудим
комментарий Вамшидхары к Ш.Б. 5.20.38. А сейчас мы только отметим, что
Вамшидхара называет джйотиша шастру
«глазом Вед», в соответствии со стихом 1.4 из «Нарада-самхиты», которая
говорит, что «выдающаяся научная астрономия, тремя ветвями которой являются сиддханта, самхита и хора, — это
ясный глаз Вед»(BJS, p. xxvi).
Вайшнавская
традиция утверждает, что джйотиша шастра
вышла из ведической культуры, и это подтверждается еще и тем, что
астрономические сиддханты не признают
посторонних источников.
|