Давайте
представим себе: полночь 18 февраля 3102 г. до н.э. на меридиане Уджейн в
Индии. Семь планет, включая Солнце и Луну, скрыты от нас, потому что все они
выстроились в одну линию с другой стороны Земли. Прямо над головой во мраке
ночи парит невидимая планета Раху.
Согласно джйотиша шастрам, такая расстановка
планет на самом деле имела место в тот момент, который принимается за начало
Кали-юги. Фактически, в «Сурья-сиддханте» время измеряется в днях от начала
Кали-юги и принимается, что положения всех семи планет в их двух циклах в этот
нулевой день выравниваются на звезду Зета в созвездии Рыб. Эта звезда, Ревати
на санскрите, в джйотиша шастрах
используется как нулевая точка для отсчета небесной долготы. А положение Раху в
нулевой день принимается за 180°. Подобные предположения сделаны в других
астрономических сиддхантах: в
некоторых системах, таких, как система Арьябхаты, принимается, что Кали-юга
началась на восходе Солнца, а не в полночь; в других принимается близкое
выравнивание планет в это время, вместо их точного выравнивания.
В
«Чайтанья-чаритамрите» Aдья ЛИЛА 3.9-10 дата этого дня Брахмы определена следующим
образом: (1) Настоящий Ману, Вайвасвата, является
седьмым, (2) 27 дивйа-юг уже прошли,
и (3) мы находимся в Кали-юге 28-й дивья-юги.
Эта информация содержится также в «Сурья-сиддханте», а её расчеты положений
планет требуют знания ахарганы, т.е.
точного числа прошедших дней Кали-юги. Индийский астроном Арьябхата писал, что
ему было 23 года, когда миновало 3600 лет Кали-юги (БЙС, ч.2, с.55). Поскольку
известно, что Арьябхата родился в 398 Шака или в 476 г. н.э., то это
согласуется со стандартной ахарганой,
используемой сегодня для вычислений по «Сурья-сиддханте». Например, 1 октября
1965 года соответствует 1 850 569 дню Кали-йуги. На основании этих данных
можно вычислить, что Кали-йуга началась 18 февраля 3102 года до н.э. по
григорианскому календарю. Поэтому вайшнавы считают, что игры Кришны с Пандавами
в битве на Курукшетре произошли около 5.000 лет назад.
Нужно отметить,
что многие датировки индийских исторических документов выражены в годах от
начала Кали-юги. Часто эти даты значительно меньше, чем 3102, это потому, что
они описывают события до нашей эры. Интересные примеры таких датировок
приведены книге «Ади Шанкара»(AS) под редакцией С.Д. Кулкарни, в связи с
датировками Шанкарачарйи. Ссылки на подобные датировки мы найдем также в книге
«Эпоха войны Бхараты»(ЭВБ), серии документов времен «Махабхараты» под редакцией
Г.Ц. Агарвала. Существование многих подобных датировок в различных частях Индии
позволяет предположить, что эпоха Кали с датой начала 3102 г. до н.э. реальна и
не выдумана постптолемеевскими средневековыми астрономами. В некоторых
источниках за начало Кали-юги принимается 3101 г. до н.э. Одна из причин такого
расхождения вызвана неопределенностью с нулевым годом: в некоторых случаях его
вставляют между 1 г. н. э. и 1 г. до н. э..
В соответствии с
самими джйотиша шастрами,
содержащаяся в них астрономическая информация базируется на двух источниках:
(1) посланиях полубогов и (2) наблюдениях людей.
Вообще, в
древние времена — до начала Кали-юги — астрономическую информацию обычно
получали от полубогов. В Кали-югу для корректировки астрономических систем
стали широко использоваться наблюдения людей, и в результате, многие параметры
в существующих трудах имеют позднее происхождение. Поскольку индийская
астрономическая традиция всегда была очень консервативна и была, главным
образом, ориентирована на удовлетворение ежедневных нужд, можно предположить,
что в этих трудах использованы чрезвычайно древние методы.
В джйотиша шастрах мы не находим обширных
описаний методов наблюдений, что эти труды были кратким руководством для
вычислений, а не подробным учебником. Учебники никогда не писались, т.к.
считалось, что знание следует раскрывать только доверенным ученикам. Это
показано в следующем отрывке «Сурья-сиддханты»: «О Майа, эта наука — секрет
даже для Богов, она не дается каждому, но только хорошо проверенным ученикам,
которые весь год были внимательны»(СС, с.56). Подобно этому, после упоминания о
ртутном двигателе, использующемся во вращающейся модели вселенной, мы встречаем
такое утверждение: «Метод постройки вращающегося инструмента должен храниться в
секрете, поскольку, если он распространится, то будет известен каждому» (СС,
с.90). История неверного ученика Дроначарьи в «Махабхарате» показывает, что в
ведической культуре традиционно сдерживали самостоятельное распространение
знания.